С 1 сентября 2024 года законодатель устанавливает обязательную нотариальную форму для подтверждения факта принятия решений об избрании или назначении единоличного исполнительного органа. При этом заявителем при госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ будет выступать сам нотариус, проверивший полномочия нового руководителя по всем правилам и нормам действующего законодательства. Указанное правило не коснется кредитных и некредитных финансовых организаций, а также специализированных обществ.

Москва, Дмитровский переулок,
дом 2, строение 1
«Охотный ряд», «Театральная» (300 м)
Режим работы:
10:00 — 19:00
Понедельник - пятница

Заявление о принятии наследства у нотариуса

Содержание статьи:

  1. Кто и куда должен подавать заявление?
  2. Какие нужны документы для подачи заявления?
  3. Сколько времени длится оформление наследственного дела?
  4. Что собой представляет фактическое принятие наследства?
  5. Особенности при оформлении наследства

Подавать заявление о принятии наследства нотариусу следует в составе достаточно немалого пакета документов, не позднее шести месяцев после смерти наследодателя. При подаче заявления открывается наследственное дело, в ходе которого имущество умершего распределяется в соответствии с действующим законодательством.

заявление о принятии наследства

Кто и куда должен подавать заявление?

Начнем с того, что наследственное дело открывается только один раз, у одного нотариуса, независимо от количества наследников, их места жительства, состава и места нахождения имущества. При открытии дела учитываются следующие особенности:

  • По общему правилу дело открывается нотариусом по последнему месту регистрации умершего. При этом, если нет установленных органом юстиции ограничений, открыть наследственное дело можно у любого нотариуса на территории субъекта, где умерший имел последнее место жительства (например, город Москва).
  • Дело открывается после подачи заявления первым из наследников.
  • Следующие наследники должны прибыть по месту открытия наследственного дела, чтобы заявить о своих правах или отказаться от них. С наследниками связывается нотариус, письменно уведомляя их об открытии дела.

Какие нужны документы для подачи заявления?

Наследнику, который обращается к нотариусу для открытия дела первым, необходимо подготовить следующие документы:

  • Документ, подтверждающий факт смерти наследодателя. Это может быть свидетельство о смерти, либо решение суда о признании наследодателя умершим. Второй вариант — скорее исключение из правил.
  • Документ, служащий подтверждением степени родства наследника с наследодателем. Обратите внимание на интересную особенность: если есть завещание, оформленное надлежащим образом, то подтверждать родство, казалось бы, и не нужно. Однако без этого подтверждения расчет нотариального тарифа за выдачу документов на наследство будет происходить как в отношении постороннего лица, а не как родственнику по сниженной процентной ставке. К примеру, если речь идет о наследнике 1-ой очереди (допустим, сын), то без свидетельства о рождении он заплатит 0,6% оценочной стоимости имущества и не более 1 млн. руб., в то время как со свидетельством необходимо будет заплатить 0,3% и не более 100 тыс. руб.
  • Подтверждение места жительства наследодателя. Как правило, представляет собой документ из организации, управляющей жилой недвижимостью, где проживал наследодатель.
  • Правовые документы на наследуемые объекты собственности. В частности, это документы на недвижимость, переходящую по наследству и т.п. Именно распределение жилой недвижимости является наиболее распространенной процедурой в ходе наследственных дел.
  • Завещание. Важный нюанс, касающийся завещания – исключительную роль играет его правильная регистрация в государственных базах данных. Даже если у наследодателя нашли документ, который по виду напоминает завещание, но в реестрах нотариуса этот документ не обнаруживается, такое завещание не имеет юридической силы, а наследство будет распределено в соответствии с законами РФ. Если же завещание даже было утеряно, но прошло правильное нотариальное оформление, нотариус сможет восстановить документ.
  • Паспорт наследника. Документ, необходимый для идентификации личности.
  • Прочие документы. Другие справки, которые предложит добавить в дело нотариус в ходе изучения всех необходимых обстоятельств, фактов и документов.
Комментирует нотариус города Москвы

«Последующим претендентам на наследство нужно будет подготовить меньший пакет документов. А именно – заявление, документы о степени родства и паспорт. На основании этих документов законные притязания на долю в наследстве будут приобщены к делу.»

Сколько времени длится оформление наследственного дела?

Существуют следующие сроки для оформления наследства:

  • Срок принятия наследства по общему правилу составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя. В дальнейшем сроки оформления строго не регламентируются законом, каждый наследник определяет их самостоятельно в зависимости от обстоятельств, например, степени занятости.
  • В любом случае к истечению шестимесячного срока с момента смерти наследодателя нотариус, как правило, имеет все необходимые документы и ответы на запросы для выдачи наследства. Однако обязать наследников получить эти документы в строго определенный день нотариус не может.

При этом существуют следующие особенности:

  • Подать заявление от наследников возможно только в срок до 6 календарных месяцев, отсчитанный с 1-го дня после смерти наследодателя. Если этот период пропущен, возобновить процесс можно только через суд.
  • Выдача свидетельств и оформление соответствующих прав возможна не ранее, чем через 6 месяцев. Потому, когда срок подходит, нотариус уведомляет всех участников процесса и готовит их к завершению дела. Важным этапом подготовки является оплата тарифов, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством.
  • Как правило, свидетельства выдаются спустя несколько дней после истечения 6-месячного срока.

Если же в 6-месячный срок не уложились, может иметь место процедура фактического принятия наследства.

Что собой представляет фактическое принятие наследства?

Гражданин может принять наследство своими фактическими действиями, и это его законное право. Действие по фактическому вступлению в права подтверждает заявление нотариусу о фактическом принятии наследства, которое подается наследниками уже по факту совершения соответствующих действий. Такими действиями могут быть:

  • Получение контроля над материальными ценностями, относящимися к наследству. К примеру, наследник забрал имущество, размещенное в квартире умершего, к себе домой.
  • Совершение действий, направленных на сохранение наследственного имущества. Пример – установка системы пультовой сигнализации в квартире, которая осталась пустой, с целью защиты ее от разграбления.
  • Поддержание имущества в надлежащем состоянии. К примеру, таким действием считается выполнение ремонтных работ с целью улучшения состояния имущества наследодателя.
  • Финансирование содержания объектов собственности наследодателя. К примеру, оплата коммунальных счетов.
  • Осуществление расчетов по долгам с должниками или кредиторами умершего: это касается как выплаты задолженностей, так и получения средств в счет погашения задолженности перед умершим в свою пользу.

Важной особенностью является обязательное документальное подтверждение наследником своих фактических действий по принятию наследства. Например, предоставление оплаченных наследником квитанций за коммунальные услуги в отношении наследуемого имущества, заключенный наследником договор с охранной организацией на охрану наследуемого имущества и т.д.

Особенности при оформлении наследства

Особым случаем считается проживание в квартире вместе с наследодателем на момент его смерти. В этом случае наследник автоматически считается фактически принявшим наследство. Используя механизм фактического принятия наследства, можно решить проблему просрочки подачи заявления о принятии наследства в 6-месячный срок.

В центре
Москвы
Онлайн
запись
Бесплатная
парковка
Различные
формы оплаты
Другие нотариальные действия по теме «Наследственные дела»:

Нотариальные действия

Лицензия на право нотариальной деятельности № 000759 выдана Управлением юстиции города Москвы 03 апреля 1996 года, Приказ о наделении полномочиями нотариуса Главного управления Минюста РФ по Москве № 322 от 05 июня 2012 года.

Нам важны ваше удобство и конфиденциальность

01
В центре Москвы
Метро: Чеховская, Тверская, Трубная, Охотный ряд, Кузнецкий мост
02
Онлайн-запись
Вы можете записаться на онлайн-консультацию по всем вопросам
03
Бесплатная парковка
Для наших клиентов есть бесплатная внутренняя парковка
04
Разные формы оплаты
Наличными и банковскими картами

Публичные выступления

Личные фонды: как они работают по российскому праву

Подробнее

30 лет на службе государству и обществу: достижения нотариата – в фокусе симпозиума МГЮА

Подробнее

Личные фонды: первые итоги

Подробнее

Потенциальные компетенции нотариуса – тема научной конференции ФНП

Подробнее

Совсем не рутина: как работает современный нотариус?

Подробнее

«Россия 1»: сервис ФНП по проверке доверенностей поможет остановить мошенников

Подробнее

Экспертное мнение Екатерины Лексаковой на "Пусть говорят" по делу о наследстве Баталова

Подробнее

Утро России. Взыскать долг по зарплате через нотариуса

Подробнее

Берегите паспорт! И даже копию! Доброе утро. Фрагмент выпуска на Первом канале от 22.02.2022

Подробнее

Утро России. Необходимость брачного договора при ипотеке

Подробнее
Все выступления