Москва, Дмитровский переулок дом 2 строение 1
«Охотный ряд», «Театральная» (300 м)
Звоните: +7 (495) 730-10-50  

Оформление наследства у нотариуса

Наследники умершего лица, желающие получить его имущество, должны своевременно оформить наследство у нотариуса, чтобы получить подтверждающие документы о праве на него и зарегистрировать переход собственности в государственных реестрах (ЕГРН, ГИББД, ФНС). Свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, подтверждает права наследников на владение и распоряжение унаследованным имуществом.

Если наследодатель при жизни составил завещание, недвижимость, предметы и вещи переходят указанным в документе лицам. В ином случае наследование происходит по закону: собственность получают ближайшие родственники наследодателя в порядке очередности, установленной законом. В обоих случаях необходимо оформление наследства у нотариуса с целью получения официальных документов о праве собственности. 

Необходимые действия наследников

По закону в течение 6 месяцев с момента наступления смерти наследодателя (завещателя) заинтересованные лица должны обратиться в нотариальную контору с паспортом и написать заявление о принятии имущества, входящего в наследство. Наследственное дело открывает и ведет нотариус по месту постоянной регистрации умершего лица. Оно определяется как город (поселок) в пределах нотариального округа. Например, если умерший гражданин проживал и был зарегистрирован перед смертью в Москве, наследники вправе обратиться к любому нотариусу, ведущему практику на территории города.

Общий порядок действий наследников для оформления наследственных прав:

  • подать заявление о принятии наследственного имущества (либо об отказе от него в пользу другого наследника или без указания конкретных лиц);

  • подготовить и представить нотариусу необходимые документы (какие именно, разъяснят в нотариальной конторе);

  • по истечении полугода, установленного для ведения наследственного дела, получить свидетельство о праве на наследство;

  • зарегистрировать свои права на бизнес, ценные бумаги в государственных реестрах.

Заявление о принятии наследства можно написать при личном посещении конторы, доверить это представителю по нотариальной доверенности или направить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В последнем случае подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована любым нотариусом.

Документы для оформления наследства

Состав пакета различается в конкретных обстоятельствах, зависит от основания наследования, видов имущества, входящих в наследственную массу. В общем случае перечень включает следующие документы.

  1. Свидетельство о смерти (выдается органами записи гражданского состояния).

  2. Справка о последнем месте проживания наследодателя (получают в МВД, адресном столе ТСЖ, УК, МФЦ).

  3. Сведения о составе и месте нахождения наследуемого имущества с техническими характеристиками (техпаспорт, ПТС на автомобиль).

  4. Документы, подтверждающие принадлежность собственности умершему лицу (выписка из ЕГРН, договоры приватизации, возмездного приобретения, дарения, свидетельство, полученное в результате наследования).

  5. При получении наследства по закону нужны документы о родстве с умершим (свидетельство о рождении, браке, при смене фамилии все соответствующие справки).

  6. При наследовании по завещанию — его оригинал, либо протокол его вскрытия, если завещание было закрытым.

В отдельных случаях, если по представленным документам невозможно установить стоимость имущества, для оформления потребуется отчет независимого оценщика. Обязательным наследникам необходимо представить пенсионные удостоверения, справки об инвалидности.

Порядок действий нотариуса

Нотариус должен осуществить следующие операции:

  1. Проверка представленных заявителями документов, в том числе по государственным информационным реестрам.

  2. Оформление наследственного дела в бумажном виде и внесение информации в электронную систему нотариата ЕИС.

  3. Уведомление известных наследников о необходимости обращения к нотариусу, размещение информации об открытии наследства на сайте нотариата.

  4. Проверка факта открытия дела о банкротстве в отношении наследодателя, уведомление кредиторов.

Только после этого происходит выдача свидетельств о праве на наследство лицам, принявшим наследство.

Для чего нужно свидетельство о праве

Нотариальное свидетельство требуется для оформления права собственности на квартиру, дом, землю и другие объекты недвижимости в ЕГРН. На основании этого документа органы Росреестра вносят изменения в государственный реестр недвижимости, после чего наследники становятся полноправными собственниками недвижимого имущества. Также его попросят для перерегистрации на имя наследника транспортных средств в ГИББД.

Если в состав наследства входит доля в ООО или ценные бумаги (акции, облигации), права на них требуется зарегистрировать в соответствующих органах. Регистрация собственника доли предприятия производится в налоговых органах (вносятся изменения в ЕГРЮЛ), акций — у регистратора, обслуживающего акционерное общество.

Только при наличии свидетельства о праве на наследство наследник может распоряжаться унаследованным имуществом в полной мере: продать его, сдать в аренду, подарить, завещать детям. Поэтому необходимо оформить наследство у нотариуса, чтобы получить официальный подтверждающий документ.

Соглашение о разделе наследства

В свидетельстве от нотариуса указывается доля каждого наследника в праве общей собственности на наследственное имущество. Например, ½ доля квартиры, земельного участка, автомобиля (если наследников двое и больше). Во многих случаях правопреемников бывает несколько, и их не устраивает такое положение дел. По закону они вправе произвести раздел наследства по собственному желанию, составив соглашение и удостоверив его у нотариуса.

Произвести эту процедуру можно только после получения свидетельств о праве. Соблюдать равенство долей в этом случае не обязательно. Например, один из наследников получает в полную собственность квартиру и за счет наследственного другого  имущества путем его передачи, рассчитывается с остальными наследниками. Для регистрации права собственности на недвижимый объект в этом случае в орган Росреестра представляется нотариальное свидетельство и соглашение.

Регистрация перехода прав на недвижимость

С 2019 года в закон были внесены изменения, согласно которым при оформлении наследства у нотариуса, отпадает необходимость в самостоятельном обращении в Росреестр для регистрации перехода права на недвижимое имущество. После завершения процедуры оформления наследственных прав нотариус самостоятельно направляет сведения в регистрационный орган. Наследники при этом должны оплатить госпошлину в размер 2 000 рублей за регистрацию своего права собственности на полученное в наследство имущество (350 рублей при наследовании земельного участка дачного, садового назначения, ИЖС, ЛПХ).

В течение одного рабочего дня Росреестр принимает решение по документам, присланным из нотариальной конторы, и вносит изменения в ЕГРН. Выписка на недвижимый объект приходит на адрес нотариуса, где ее могут получить наследники. По желанию она распечатывается на бумажном носителе и удостоверяется.

Стоимость услуг по оформлению наследства

Оплата за нотариальные услуги устанавливается налоговым кодексом (ст. 333.24) и представляет собой государственную пошлину (у частных нотариусов она называется — нотариальный тариф). Сумма зависит от цены наследуемого имущества и степени родства к умершему лицу.

К размеру госпошлины прибавляется оплата за правовые и технические услуги (УПТХ). Цена за такие услуги нотариуса не произвольная, она регулируется нотариальной палатой субъекта федерации и одинаковая на территории области (региона). Чтобы рассчитать общую стоимость оформления, необходимо к размеру госпошлины прибавить сумму УПТХ (см. табл.).

Оформление свидетельства о праве на наследство

Вид имущества

Госпошлина, руб.

УПТХ, руб.

- недвижимость 

- вклады в банках

- другие вещи, предметы

0,3 % от стоимости имущества

для близких родственников (не более 100 тыс. руб.);

0,6 % для всех остальных наследников (ограничение 1 млн руб.)

6 000 руб. за 1 объект для одного наследника

1 000 руб. (при сумме на счету от 10 000 руб.), от 100 000 руб. — 2 500 руб.

3 000 руб.

Выдача свидетельства супругу на долю в общем имуществе

- недвижимость

- другие виды имущества

200 руб.

6 000 руб.

4 000 руб.

Другие нотариальные действия

Соглашение о разделе наследственного имущества

0,5 % от стоимости договора

(не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб.)

8 000 руб. для двух объектов, начиная с 3-го — дополнительно 1 000 рублей за каждый объект (не более 13 000 руб.)

Осуществление действий по охране наследства

600 руб.

3 000 руб/час

Учреждение доверительного управления наследственным предприятием, ценными бумагами

 -

25 000 руб.

 

Комментирует нотариус города Москвы Лексакова Е. О.:

«Размер УПТХ указан для города Москвы, в других регионах может незначительно отличаться. Законом предусмотрены льготы для некоторых категорий граждан при уплате госпошлины (ветераны войны, инвалиды, сироты, несовершеннолетние дети)»

В центре
Москвы
Онлайн
запись
Бесплатная
парковка
Бюро
переводов
Различные
формы оплаты

Обратиться в нотариальную контору Лексаковой Е.О. возможно по адресу Дмитровский переулок, 2, строение 1, чтобы оформить наследство у нотариуса в законном порядке. Офис находится в самом центре Москвы, в районе станций метро «Охотный ряд», «Театральная», «Чеховская». Работаем в будние дни до 19.00, в субботу до 17.00 вечера. Чтобы выбрать удобное время приема, позвоните по телефону или заполните форму обратной связи на сайте.

Вопросы нотариусу

Задайте свой вопрос нотариусу: