Создание и регистрация личного фонда
- Основные положения о личных фондах
- Порядок создания и удостоверение нотариусом
- Регистрация личного фонда в ФНС
С 2022 года в российском законодательстве появились положения о создании личных фондов — новой формы некоммерческих организаций (ст. 123.20-4 ГК РФ). Такая организация учреждается гражданином лично при жизни, либо после смерти посредством указания в завещании распоряжений о создании наследственного фонда. Учреждение личного фонда происходит с участием нотариуса. Он осуществляет правовую экспертизу учредительных документов организации, удостоверяет их и направляет на регистрацию.
Основные положения о личных фондах
Новая некоммерческая организация — это относительный аналог давно существующих за рубежом трастов. Основная цель их создания заключается в потребности сохранить накопленный капитал, организовав его функционирование в желаемой форме еще при жизни наследодателя. Собственник бизнеса создает модель его организации, которая будет продолжать работать после его смерти, и при этом он получает возможность «протестировать» ее лично, внести необходимые коррективы. Законодательство устанавливает следующие ключевые положения о личных фондах.
- Это унитарная организация, то есть не предполагающая членства. В том числе учредитель не становится ее участником.
- Учредителем может быть единственное лицо. Допускается соучредительство супругов, когда они передают в него совместное имущество.
- Учредитель не получает дивиденды от деятельности созданной организации. Ее имущество (часть) могут получить только определенные учредителем выгодоприобретатели.
- Имущество, переданное учредителем некоммерческой организации, переходит в ее собственность.
- Фонду не запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе создавать хозяйственные общества и участвовать в них.
- Учредитель и созданная им организация несут субсидиарную ответственность по обязательствам друг друга в течение 3-х лет после создания.
- Реорганизация фонда после смерти учредителя не допускается, за исключением случая, когда согласно условиям управления он преобразуется в общественно полезную организацию.
Основные цели учредителя при создании личного фонда: сохранение своего бизнеса в рабочем состоянии после смерти, избежание ситуации его дробления, деления между наследниками, освобождение последних от обязанности контролировать бизнес, который их не интересует. Как правило, они выступают в качестве выгодоприобретателей, при этом, не имея возможности влиять на деятельность созданной учредителем организации. Передача имущества наследникам происходит по нормам корпоративного права, заложенным в условиях управления.
Порядок создания и удостоверение нотариусом
1. Подготовка учредительных документов фонда.
- Решение учредителя.
- Устав организации.
- Условия управления
- Форма № Р11001 заявления в ФНС .
Устав и условия управления утверждаются учредителем, они устанавливают тип и состав органов управления личного фонда (коллегиальный, единоличный), их функции, порядок выбытия, смены. В соответствии с положениями этих документов указанные органы формируются и функционируют после смерти учредителя. В них запрещается вносить изменения иначе, как по решению суда в связи с требованием руководящих лиц.
В названии организации должны присутствовать слова «личный фонд». Условиями управления устанавливаются выгодоприобретатели, порядок передачи его имущества отдельным лицам и/или организациям, а также условия преобразования личного фонда в общественно полезный.
2. Заказ и получение отчета о независимой оценке имущества, передаваемого
учредителем в личный фонд. Стоимость активов должна составлять не менее 100 млн рублей. Оценщик должен быть членом СРО, отчет может быть представлен на бумажном носителе, либо в электронной форме с квалифицированной цифровой подписью оценщика. Поскольку требование о стоимости передаваемого имущества установлено законом, независимый отчет должен быть представлен нотариусу.
3. Обращение к нотариусу за удостоверением документов.
В соответствии с п.7ст.123.20-4 ГК РФ устав, решение учредителя, условия управления в обязательном порядке должны быть нотариально удостоверены. Нотариус осуществляет правовую проверку представленных документов на соответствие законодательству, отсутствие противоречий и двусмысленных положений. Все документы вносятся в единую электронную базу нотариата, что обеспечивает их сохранность и конфиденциальность.
Регистрация личного фонда в ФНС
В соответствии с законом №251-ФЗ от 08.08.2024 года полномочия по регистрации личных фондов переданы налоговой службе. До этого их регистрировали органы юстиции. Порядок регистрации изложен в письме ФНС № КВ-4-14/9963@ от 30.08.2024 г.
В территориальный налоговый орган нужно представить:
- Заявление по форме Р11001, подписанное учредителем, подпись должна быть засвидетельствована нотариусом.
- Нотариально удостоверенные учредительные документы: устав, решение учредителя;
- Справку о наличии юридического адреса.
За регистрацию взимается госпошлина в размере 4 000 руб., за исключением случая, когда документы подаются в электронной форме с ЭЦП. Учредитель вправе представить документы в ФНС лично, однако по его просьбе это может сделать нотариус в день удостоверения документов. В этом случае госпошлина не взимается, пакет подписывается ЭЦП нотариуса.
Особенность регистрации личного фонда в том, что публичный доступ к информации о нем ограничен. Ее могут получить только должностные государственные лица по специальному запросу. Конфиденциальность имени собственника такой организации — одна из привлекательных возможностей для владельцев крупного бизнеса, хотя некоторые из них, напротив, увековечивают свое имя в названии фонда.
В нотариальной конторе можно получить более подробную консультацию о порядке создания и регистрации личного фонда.
- Хранение документов
- Удостоверение фактов нотариусом
- Удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению
- Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному
- Совершение удаленной сделки через нотариуса
- Протест векселя
- Свидетельстовование верности копий документов
- Осмотр рекламных материалов нотариусом
- Исполнительная надпись нотариуса
- Дистанционные сделки через нотариуса
- Выдача дубликатов документов