С 1 сентября 2024 года законодатель устанавливает обязательную нотариальную форму для подтверждения факта принятия решений об избрании или назначении единоличного исполнительного органа. При этом заявителем при госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ будет выступать сам нотариус, проверивший полномочия нового руководителя по всем правилам и нормам действующего законодательства. Указанное правило не коснется кредитных и некредитных финансовых организаций, а также специализированных обществ.

Москва, Дмитровский переулок,
дом 2, строение 1
«Охотный ряд», «Театральная» (300 м)
Режим работы:
10:00 — 19:00
Понедельник - пятница

Порядок организации личного фонда

Ранее отечественным законодательством была предусмотрена возможность создания наследственного фонда, который выполнял функции управления и распределения наследства после смерти наследодателя. Дальнейшее развитие этот правовой институт получил, когда стало доступно создание личного фонда в России — он организуется и действует при жизни гражданина, и продолжает функционирование после его смерти. В создании и регистрации личных фондов непосредственное участие принимает нотариус, как гарант исполнения требований закона в отношении этого вида некоммерческих организаций.

Правовая характеристика личного фонда

Такой фонд, в отличие от наследственного, создается гражданином при жизни. Поэтому учредитель получает возможность «протестировать» созданную им систему сохранения, увеличения и распределения нажитого капитала, внести в нее необходимые коррективы. К основным идентифицирующим характеристикам личного фонда можно отнести следующие положения.

  • Имущество фонда образуется за счет взноса учредителя и полностью обособленно, находится на балансе организации.

  • Учредитель имеет возможность распределить имущество не по правилам наследственного законодательства, а по собственному усмотрению

  • Личный фонд вправе вести предпринимательскую деятельность и получать доходы.

  • Фонды, а также выгодоприобретатели имеют налоговые льготы в части уплаты НЛФЛ и НДС.

  • Фонд создается на неопределенный срок и продолжает функционировать после смерти учредителя согласно закрепленным в уставе положениям.

Преимуществом создания личного фонда считается профессиональное управление активами, долгосрочное планирование, защита активов от кредиторов и других рисков.

Цель создания личного фонда

Личный фонд создается одним гражданином, который выступают в качестве его учредителя. Соучредительство в такой организации не допускается законом, за исключением ее учреждения супругами. Фонд создается за счет имущества, переданного учредителем, для достижения личных, семейных, общественно полезных, благотворительных целей. Для этого он должен выполнять следующие задачи.

  • Эффективное управление полученным имуществом.

  • Защита активов от незаконных притязаний третьих лиц.

  • Приумножение активов фонда за счет инвестирования и другой деятельности.

  • Поддержка выгодоприобретателей, указанных в документах.

  • Распределение доходов в соответствии с порядком, установленным уставом.

Главная особенность создания личного фонда в том, что учредитель полностью обособляется от имущества фонда. Передав его безвозмездно в организацию, он не вправе вернуть активы. Его кредиторы, также как выгодоприобретателей не могут претендовать на имущество фонда. В качестве последних обычно выступают члены семьи, потенциальные наследники учредителя, благотворительные организации.

Порядок создания личного фонда

Учредитель должен заранее продумать, какое имущество он передаст фонду, с учетом того, что это действие является безвозвратным, и положения Устава, форму и состав органов управления. Создание личного фонда предусматривает несколько этапов.

  • Определение целей и задач организации. Они должны быть четко и недвусмысленно сформулированы в Уставе. Это может быть финансирование выгодоприобретателей, культурные, социальные, благотворительные задачи. Предметом деятельности фонда является управление имуществом в целях их выполнения.

  • Разработка Устава фонда. Он является учредительным документом. В уставе могут быть прописаны условия управления фондом, но они могут быть оформлены и отдельным документом. Условия могут включать положения:

    • о распределении доходов и выгодоприобретателях;

    • о составе органов управления личным фондом, их функциях, порядке смены;

    • о создании попечительского, наблюдательного совета, надзорных органов;

    • о порядке выплаты, размере вознаграждения руководству фонда;

    • о порядке и сроках проведения аудита.

  • Подготовка решения о создании личного фонда — образец можно использовать из правовой системы «Гарант», или разработать свой документ с привлечение юридических консультантов, нотариуса. В решении необходимо отразить название фонда с обязательным использованием слова «Личный», место его нахождения, указать объем и сроки передачи имущества фонду, утвердить руководителя (управляющего, директора, президента) и Устав.

  • Передача имущества учредителя в фонд. Учредитель должен передать созданной им организации имущество стоимостью не менее 100 миллионов рублей. Предварительно должна быть проведена его независимая оценка. Процедура может быть оформлена путем составления договора о безвозмездной передаче, подтверждена актом приема. Учредитель не имеет прав на имущество фонда, однако в течение 3-х лет с момента создания личного фонда, организация и учредитель несут субсидиарную ответственность по обязательствам друг друга.

Нотариальное удостоверение документов

Законом предусмотрено обязательное удостоверение решения учредителя о создании фонда, учредительных документов: устава и (при наличии) условий управления, нотариусом. На него возлагается функция контроля над исполнением законодательства при организации личного фонда физического лица, проверка документов на соответствие требующимся нормам.

Нотариальное удостоверение обеспечивает:

  • Юридическую силу документов — без удостоверительной записи нотариуса невозможна регистрация личного фонда в налоговом органе.

  • Защиту прав выгодоприобретателей — устав и условия не могут содержать положения, ущемляющие их права.

  • Юридическую чистоту фонда — нотариус проверит документы о собственности на имущество, передаваемое фонду на легитимность.

К нотариусу нужно обратиться заранее, чтобы получить консультацию по правовым вопросам, уточнить перечень документов, которые ему потребуются, сроки их аудита и другие интересующие детали.

Регистрация личного фонда в ФНС

С августа 2024 года был изменен порядок регистрации фондов. До этого, как некоммерческие организации, они регистрировались в Министерстве юстиции РФ. Минюст инспектировал документы и направлял в ФНС решение о регистрации фонда (отказе в регистрации). Процедура занимала не менее месяца, при этом документы можно было подать только в бумажном виде. Теперь регистрацией будут заниматься налоговые органы в соответствии с законом № 129-ФЗ, срок регистрации личного фонда сократился до 3-х рабочих дней, а заявление в ФНС может быть подано в электронном виде.

Нотариус, удостоверивший учредительные документы личного фонда, по просьбе заявителя направляет в налоговый орган:

  1. заявление по форме Р 11001, подписанное учредителем;

  2. решение об учреждении личного фонда;

  3. устав созданного фонда.
     

Нотариус подписывает заявление и пакет документов своей квалифицированной ЭЦП.

При отправлении документов в электронном виде заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины за регистрацию (4 000 рублей).

Последние законодательные изменения

Новый порядок регистрации личного фонда был введен законом № 251-ФЗ от 08.08.2024 года. Одновременно с этим был внесен ряд существенных поправок в законодательство о фондах.

  • вносить имущество в фонд теперь вправе не только учредители, но и третьи лица;

  • к фондам не будут применимы нормы закона о некоммерческих организациях;

  • ограничен доступ к учредительным документам фондов и данным об учредителях;

  • в уставе и условиях фонда учредитель может прописать запрет себе на изменение документов;

  • появилась возможность внесения учредителем в фонд иностранной валюты и ценных бумаг, а также возможность их передачи выгодоприобретателям;

  • фонды приобрели права квалифицированных инвесторов;

  • можно учредить международный личный фонд с активами в размере от 500 млн рублей.

Развитие законодательных норм о личных фондах свидетельствует о растущем интересе к ним со стороны крупного бизнеса. Для предпринимателей выгодно юридическое обособление активов от собственника, а также удобна возможность отделения их от личной собственности семьи. Это минимизирует риски обращения взыскания на семейное имущество.

Нотариальные действия

Лицензия на право нотариальной деятельности № 000759 выдана Управлением юстиции города Москвы 03 апреля 1996 года, Приказ о наделении полномочиями нотариуса Главного управления Минюста РФ по Москве № 322 от 05 июня 2012 года.

Нам важны ваше удобство и конфиденциальность

01
В центре Москвы
Метро: Чеховская, Тверская, Трубная, Охотный ряд, Кузнецкий мост
02
Онлайн-запись
Вы можете записаться на онлайн-консультацию по всем вопросам
03
Бесплатная парковка
Для наших клиентов есть бесплатная внутренняя парковка
04
Разные формы оплаты
Наличными и банковскими картами

Публичные выступления

Личные фонды: как они работают по российскому праву

Подробнее

30 лет на службе государству и обществу: достижения нотариата – в фокусе симпозиума МГЮА

Подробнее

Личные фонды: первые итоги

Подробнее

Потенциальные компетенции нотариуса – тема научной конференции ФНП

Подробнее

Совсем не рутина: как работает современный нотариус?

Подробнее

«Россия 1»: сервис ФНП по проверке доверенностей поможет остановить мошенников

Подробнее

Экспертное мнение Екатерины Лексаковой на "Пусть говорят" по делу о наследстве Баталова

Подробнее

Утро России. Взыскать долг по зарплате через нотариуса

Подробнее

Берегите паспорт! И даже копию! Доброе утро. Фрагмент выпуска на Первом канале от 22.02.2022

Подробнее

Утро России. Необходимость брачного договора при ипотеке

Подробнее
Все выступления