Оферта – это официально сделанное коммерческое предложение с указанием подробных параметров потенциальной сделки, и договор публичной оферты – правовой термин, который постоянно на слуху, в то время как другие виды оферт (свободна, твердая, безотзывная) не так известны. Рассмотрим основные особенности оферт и их преимуществ для оферентов и акцептантов.
- Виды оферты
- Оферта или коммерческое предложение?
- Оферта: основные реквизиты и сведения
- Ответ на оферту
Виды оферты
В российском правовом поле определены следующие виды оферт:
- Публичная.
Это соглашение, которое предлагается широкому кругу потенциальных акцептантов, и его текст является универсальным. В документе указываются основные условия, на которых оферент согласен предоставлять товары или услуги любому, кто к нему обратится с ответом на его предложение. В современных условиях человек принимает условия договора публичной оферты, по умолчанию совершая многие действия (покупка в магазине, оплата картой в Интернете, открытие счета в банке, пользование услугами некоего предприятия и т.п.). Образец публичной оферты можно найти на многих сайтах, предоставляющих услуги онлайн.
- Свободная (теоретическое понятие, законодательно не прописанное).
Предложение направляется сразу нескольким потенциальным покупателям с целью получения откликов и изучения рынка. Чаще всего после отправки свободной оферты происходит процесс индивидуальных обсуждений и внесения изменений в текст с целью получения готового заявления.
- Твердая(теоретическое понятие, законодательно не прописанное).
В этом случае предложение готовится индивидуально под конкретного потенциального покупателя. Текст представляет собой аналог договора, в котором уже прописаны все условия совершения сделки. Если адресат акцептует оферту (то есть соглашается на условия), она превращается в договор.
- Безотзывная.
Особый вид оферты, когда оферент не имеет права отозвать сделанное предложение в течение срока его действия.
Оферта или коммерческое предложение?
Зачастую эти два термина путают, можно даже встретить определения, что «оферта – это коммерческое предложение…». Однако в российской практике существует огромная разница между этими понятиями:<
- Оферта – это практически договор, в котором указаны все конкретные условия возможной сделки, сроки, обязательства сторон и прочие параметры. То есть это документ, готовый превратиться в договор сразу после акцепта.
- Коммерческое предложение – это разновидность адресной рекламы, когда компания, предлагающая товары или услуги, излагает условия и преимущества сотрудничества, после чего направляет этот текст потенциальным покупателям. Если они заинтересуются, последует дальнейший процесс подготовки, в ходе которого будет подписан совсем другой договор о сотрудничестве.
Оферта: основные реквизиты и сведения
Ключевые моменты, которые должны быть отражены в данном документе:
- Информация о продавце.
Указываются все реквизиты лица, предлагающего товары или услуги, включая даже при необходимости банковские реквизиты.
- Информация об адресате.
Нужно указать, кто имеет право акцептовать предложенную оферту. Это может быть конкретное лицо, группа лиц или любой желающий.
- Срок, до которого действительно предложение.
Оферта может иметь ограниченный срок (как установленный в некоторых случаях законом, так и самим оферентом), а может быть бессрочной. Эти сведения должны быть указаны в тексте.
- Детальное описание параметров предлагаемого товара.
Если компания продает широкий спектр товаров, а оферта – публичная и ее текст типовой, указывается отсылка к дополнительным документам (например, кассовый чек и т.п.)
- Цена.
Если речь идет о конкретном предложении, должны подробно прописываться цены. Если это публичная оферта, также делается отсылка к другим источникам цен.
- Права и обязанности сторон.
Указываются параметры оплаты (способ, срок, возможность рассрочки и т.д.), доставки, возврата, ответственности, правил приемки и прочие существенные детали.
Как видим, документ содержит практически те же реквизиты и положения, которые включают в текст договоров купли-продажи и предоставления услуг. Однако, использование оферты дает ряд преимуществ:
- Продажа на ваших условиях.
Вы сразу сообщаете потенциальному покупателю или клиенту условия, на которых вы готовы предоставлять свой продукт, и вместо длительного процесса переговоров и составления договора сразу даете готовый текст, с которым контрагент может согласиться или пересогласовать лишь отдельные пункты.
- Ускорение процесса.
Предлагая готовый договор, вы сокращаете сроки подготовительного этапа сделки. А значит, есть шансы быстрее заключить контракт и получить оплату.
- Защита от рисков.
Излагая в оферте все права и обязанности сторон, вы ограничиваете свою ответственность и страхуетесь от вероятных претензий.
Ответ на оферту
Возможны три варианта ответа на оферту:
- Акцепт, или принятие.
Это значит, что адресат согласен со всеми условиями и принимает оферту, как договор. Акцепт может проводиться путем подписания или совершения действия (например, в Интернете акцептом оферты может считаться отметка в веб-интерфейсе и отправка соответствующей формы на сервер компании).
- Ответ со встречными предложениями.
В таком случае оферент может рассмотреть встречное предложение и сформулировать новую оферту, с учетом этих правок, или попросту отказаться от сотрудничества с таким клиентом.
- Отказ.
Давать его в какой-либо форме нет нужды. Простое игнорирование оферты уже по сути является отказом.
«В современной практике именно этот тип договоров становится все более распространенным, поэтому от адекватного внедрения оферт на вашем предприятии зависит успешность построения и масштабирования бизнеса.»
В центре Москвы |
Онлайн запись |
Бесплатная парковка |
Различные формы оплаты |